Экономические и социальные аспекты бизнеса и предпринимательства

Аусторсинг в индустрии гостеприимства

Авторы: Латкин А. Н., Ильина Е. Л., Чаткина Е.

Аннотация

Несмотря на растущую популярность аутсорсинга во многих отраслях по всему миру, в том числе и в гостиничной индустрии, для российских отельеров принятие решения об использовании аутсорсинга все еще остается сложной задачей. Это связано со многими особенностями самого явления «аутсорсинг», а также с характерными чертами российского рынка, описание и анализ которых представлены в тексте статьи. В статье описаны и структурированы различные подходы отечественных авторов к понятию «аутсорсинг», в частности указана его стратегическая направленность, длительность сотрудничества организаций и необходимость высокого уровня доверия между ними; определены его характерные черты в индустрии гостеприимства, потенциальные преимущества и риски, связанные с его внедрением в практику отеля, а также методы оценки экономической эффективности от применения аутсорсинговых услуг. Авторами выявлены самые популярные и непопулярные функции отеля для передачи на выполнение аутсорсинговыми компаниями. К первым прежде всего относятся услуги прачечной и химчистки, колл-центров, обслуживания оборудования. В то же время выполнение услуг регистрации гостей, услуги службы приема и размещения и ряд других гостиницы, как правило, оставляют за собой. В статье анализируется мировой опыт использования аутсорсинга гостиничными предприятиями, а также выделяются специфические черты российского рынка аутсорсинга. Исследование направлено на решение проблемы отсутствия эффективных механизмов внедрения и мониторинга экономического эффекта от применения аутсорсинга в отельном бизнесе. Научная новизна заключается в разработке циклического алгоритма внедрения услуг аутсорсинга в деятельность гостиничного предприятия, который является конечным результатом проведенного исследования. На первом этапе реализации циклического алгоритма авторами особо выделяется процесс принятия решения о необходимости использования услуг аутсорсинга путем анализа ряда факторов. Существенной составляющей второго этапа является оценка результативности использования услуг аутсорсинга с использованием набора показателей. После этой оценки на третьем этапе реализации циклического алгоритма принимается решение о пролонгации или расторжении договора об оказании услуг аутсорсинга. Авторы пришли к заключению, что использование аутсорсинга в индустрии гостеприимства позволяет гостиничному бизнесу гибко реагировать на кризисные явления и нестабильность бизнес-среды.

Ключевые слова

Гостиничный бизнес, гостиничный менеджмент, аутсорсинговые компании, аутсорсинговые услуги, партнерство «гостиница-аутсорсер», преимущества аутсорсинга, недостатки аутсорсинга, циклический алгоритм аутсорсинга, эффективность аутсорсинга