Экономические и социальные аспекты бизнеса и предпринимательства

Сущность предпринимательского конгломерата как организационно-управленческого явления в глобальной экономической среде

Авторы: Фирсенко Д. В.

Аннотация

В статье рассматривается предпринимательский конгломерат как современное экономическое явление. Предпринимательские конгломераты получили распространение в связи с расширением института частной собственности как результат консолидации прав собственности на средства производства в руках конкретных физических лиц. Показано, что предпринимательский конгломерат отличается не только от корпораций и государственных предприятий, но и от отдельных субъектов предпринимательства по следующим признакам: основной собственник, формат управления, источники финансирования, коммерческий характер деятельности, распределение прибыли, а также источник ресурсного риска. Проведен анализ количества субъектов предпринимательства, а также показано распределение субъектов предпринимательства по видам экономической деятельности. Построена условная модель предпринимательского конгломерата. Выявлено, что если в предпринимательском объединении участвуют участники только одного конкретного рынка, то такое объединение уже не будет конгломератом. Обоснован тезис о том, что регистрация конгломерата в настоящее время затруднительна, так как некоторые субъекты могут не сообщать публично о своем участии в конгломерате. Сделан вывод, что конгломерат, с одной стороны, представляет собой некую форму скоординированного участия нескольких лиц в хозяйственной деятельности, с другой стороны, координация может носить краткосрочный характер, даже без фиксирования отношений собственности. Показано, что предпринимательский конгломерат является особой категорией субъектов стратегического планирования и управления. Выдвинут тезис о том, что в современных условиях глобальная конкурентоспособность представляет собой взаимодействие бизнес-структур для достижения, поставленных задач в условиях меняющейся внешней и внутренней сред. Выявлены основные этапы развития предпринимательских конгломератов в экономике России. Показана роль предпринимательских конгломератов в формировании интеллектуальных возможностей для создания новых технологий.

Ключевые слова

Предпринимательский конгломерат, предпринимательство, группа компаний, конкурентоспособность, стратегия развития, координация усилий, развитие предпринимательской деятельности, распределение ресурсов