Бухучет и статистика в народном хозяйстве

Феномен показательных цен на арт-рынке: проверка экономико-статистической гипотезы

Авторы: Колычева В. А.

Аннотация

Настоящая статья представляет собой описание результатов проверки экономико-статистической гипотезы о правомочности отнесения денежной стоимости предметов искусства к независимому рангу их значимости. О справедливости данного предположения говорят как минимум два положения. Во-первых, это объективная сложность трактовки категории «эстетическая ценность»; несмотря на огромный пласт наработок гуманитарных наук, зачастую именно конкретная цена (банально: дороже/дешевле) становится конечным доводом в пользу большей либо меньшей значимости отдельного памятника. Во-вторых, это самая первая стоимость произведения, иначе цена появления на арт-площадке, играющая жизненно важную роль для его дальнейшей рыночной судьбы. Участниками торгов ставится негласное равенство между непризнанием денежным и художественным; изменить подобную ошибку вердикта способно только время (причем нередко исчисляемое столетиями). Цель. Цель текущего исследования заключается в фокусированном изучении наиболее спорного процесса, связанного с искусством, – ценообразования на него – через призму показательных цен. Методология. В процессе исследования феномена показательных цен на арт-рынке использовались методы экономико-статистического анализа (анализ группировок, вариационный и факторный анализ, z-оценка). Результаты. Дисперсия среднего срока хранения произведения искусства в коллекции обусловлена ценой его приобретения на 31,76%; остальные 68,24% зависят от совокупного влияния неучтенных причин. Для средней цены повторной продажи произведения эти доли разделяются так: 58,58% – фактор и 41,42% – случай; для средней годовой эффективной ставки доходности: 93,77% и 6,23%. Следовательно, цена первоначальной продажи искусства заметно воздействует на средний период владения (эмпирическое корреляционное отношение равно 0,56), сильно на итог перепродажи (0,77) и практически полностью определяет доходность (0,97). Выводы. Сделан вывод о том, что установление показательной цены на произведения искусства, выступающей индикатором качества торгуемых товаров для участников, является основополагающей и отличительной стратегией функционирования арт-рынка.

Ключевые слова

произведения искусства, показательные цены, экономико-статистический анализ, анализ группировок, факторный анализ, z-оценка, финансово-инвестиционный потенциал