Последнее обновление списка ВАК 19 апреля 2019
Журнал «Дискуссия» рекомендован для публикаций по экономике, специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» и 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика»

Педагогика и психология

Профессионально ориентированные ситуации в педагогическом образовании: сущность, проектирование, реализация

Авторы: Донскова Е. В.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования проблемы слабой практической подготовки студентов – будущих учителей – к профессиональной деятельности. Обоснован выбор в качестве средства решения исследуемой проблемы ситуационного подхода, в основе которого лежит идея построения образовательного процесса на основе учебных ситуаций. Уточнена сущность профессионально ориентированных ситуаций в педагогическом образовании. Такие ситуации – не только «форма познавательной деятельности» (Н.В. Альбрехт), «средство саморазвития» (Ю.В. Соколова), «средство развития профессиональных умений» (Е.И. Трубицина) у будущего учителя. Автор подчеркивает, что они могут использоваться как комплексное средство формирования профессиональной компетентности и проверки уровня ее сформированности. Выявлены отличительные признаки профессионально ориентированных ситуаций в педагогическом образовании: педагогический и методический контекст содержания, проектировочный характер, открытость решения. Определены этапы их проектирования: аналитически-целевой, содержательный, методический, рефлексивно-прогностический. Обозначены этапы реализации ситуации с позиции студента: актуализация сознания, адаптация в ситуации, решение ситуационной задачи, рефлексия. В соответствии с профессиональным контекстом компетентности, проявляющимся в профессионально ориентированных ситуациях, автором выделены и описаны уровни ее выраженности: «Отрицание», «Профессиональная репродукция», «Профессиональное развитие», «Профессиональное саморазвитие».

Ключевые слова

педагогическое образование, профессиональная компетентность учителя, профессионально ориентированная ситуация, ситуационный подход, уровни выраженности профессиональной компетентности, учебная ситуация