Последнее обновление списка ВАК 19 апреля 2019
Журнал «Дискуссия» рекомендован для публикаций по экономике, специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» и 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика»

Филологические науки

Языковой образ леса в автобиографических произведениях о детс

Авторы: Сальникова В. В.

Аннотация

Статья посвящена изучению образа леса в русской художественной автобиографической литературе XIX–XX вв., репрезентирующего фрагмент языковой картины мира ребенка. Автор рассматривает дефиницию «лес» в лингвистическом аспекте, описывает лексико-семантические группы номинаций «леса», а также анализирует лексику лесной флоры и фауны, определяет частеречную принадлежность данной лексики и частотность ее употребления в языковой картине мира главных героев произведений. При описании языковых единиц используется метод словарных дефиниций, контекстуального и сравнительно-сопоставительного анализа. Материалом для исследования послужили тексты автобиографических повестей С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и В.П. Астафьева «Последний поклон» (рассказы «Зорькина песня», «Деревья растут для всех», «Монах в новых штанах», «Ангел-хранитель»). Писатели, изображая образ леса в своих произведениях, показывают особенности познания окружающей действительности ребенком, формирование его мировидения. На основе проведенного анализа автор приходит к выводу, что наблюдается совпадение ключевых моментов в репрезентации образа леса в произведениях разных авторов и что образ леса занимает большое место в языковой картине мира главных героев произведений.

Ключевые слова

образ леса, изображение мира флоры и фауны, лексико-семантические группы, репрезентация, языковая картина мира ребенка, автобиографическая повесть