Последнее обновление списка ВАК 19 апреля 2019
Журнал «Дискуссия» рекомендован для публикаций по экономике, специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» и 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика»

Педагогика и психология

Концептуальная модель развития профессиональных ценностей будущих учителей*

Авторы: Асташова Н. А., Макарова Е. А.

Аннотация

В статье рассматривается концептуальная модель развития профессиональных ценностей будущих учителей – как базис для совершенствования педагогической деятельности, описывается структура модели и ее основные компоненты: целевой, содержательный, организационный, технологический и оценочно-результативный. Анализируется соотношение когнитивной, эмоциональной и деятельностной подсистем ценностных ориентаций педагога. Авторами представлен технологический компонент модели формирования системы профессиональных ценностей будущих учителей – личностно ориентированные, диалоговые, коммуникативные, рефлексивные технологии. Определены факторы формирования профессиональных ценностей: социальные (общественная ситуация, социальное положение личности, социальный статус учителя и др.); психолого-педагогические (образование, жизненный опыт, психологический климат, коммуникативные умения, детское сообщество и др.); личностные (фенотип, возраст, пол, удовлетворенность жизнью, саморегуляция поведения и т. п.). Аксиосфера учителя рассматривается как система профессионально-педагогических ценностей педагога. Определено приоритетное положение некоторых ценностных ориентиров личности учителя (аксиотипы): учитель, ценностные ориентации которого центрируются на социальных процессах, на деятельности, на собственной личности, на воспитаннике. Выявлен наиболее предпочтительный вариант аксиотипа учителя. Для развития профессиональных ценностей учителя авторы предлагают механизмы интериоризации и экстериоризации; механизмы общения, межличностных отношений учителя, диалога, традиций и новаций.

Ключевые слова

профессиональные ценности будущих учителей; аксиосфера учителя; когнитивная, эмоциональная и деятельностная подсистемы ценностных ориентаций педагога; аксиотипы учителя