Последнее обновление списка ВАК 19 апреля 2019
Журнал «Дискуссия» рекомендован для публикаций по экономике, специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» и 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика»

Филологические науки

Влияние речевых факторов на повышение имиджа профессии

Авторы: Вершинина Т. С.

Аннотация

На материале статей в СМИ, посвященных профессиональной деятельности пожарных, и поздравлений с профессиональным праздником выявлены лексические маркеры, выступающие факторами профессионального выбора и повышения имиджа профессии пожарного. В статье раскрывается двуплановая лексическая модель представлений о профессии, определена ее роль в профессиональном выборе индивида и формировании положительного отношения к профессиональной деятельности пожарного. Автором представлены также результаты исследований, направленных на выявление мотивов выбора профессии и системы жизненных ориентаций курсантов Института МЧС. Полученные на основе опросника Р.В. Овчаровой и методики М. Рокича данные подтверждают актуальность лексических маркеров, входящих в состав предложенной модели, для людей, выбравших профессию пожарного. Анализ и сопоставление результатов контент-анализа печатных текстов и опроса курсантов дает основание утверждать, что речевые средства, используемые для описания каждодневного труда пожарных, а также в поздравительных текстах имеют действенный характер. Двуплановая модель, выявленная в ходе исследования, раскрывает характер влияния лексических средств на профессиональный выбор и профессиональную самоидентификацию и может выступать как универсальное средство в формировании и повышении имиджа профессии, в данном случае пожарного.

Ключевые слова

профессия, лексический маркер, двуплановая модель, имидж профессии пожарного, речевое воздействие, система жизненных ориентаций, факторы профессионального выбора, социально значимые мотивы