Последнее обновление списка ВАК 15 декабря 2018
Журнал «Дискуссия» рекомендован для публикаций по экономике, специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» и 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика»

Экономическая теория

Координация стейкхолдеров высшего образования как канал трансляции институциональных рисков

Авторы: Молокова Е. Л.

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена отсутствием работ, посвященных оценке институциональных рисков российской системы высшего образования в трансформационный период. Дополнительной проблемой в заявленной области исследования является отсутствие сформированного понятийного аппарата. Таким образом, в статье уточнен терминологический аппарат, в частности, дано понятие институционального риска, при использовании институциональной методологии определены основные институциональные риски развития общенационального рынка высшего образования в современный период. Предложен авторский подход к построению иерархии этих рисков. Разработан и апробирован алгоритм оценки институциональных рисков на примере важнейшей угрозы развития общенационального рынка высшего образования — отсутствие синергетического эффекта деятельности стейкхолдеров, что позволило дать оценку существующим способам координации и определить направления повышения качества институциональной среды высшего образования. Посредством идентификации факторов, зоны риска и каналов трансляции риска сформулирован профиль исследуемого институционального риска. Особое внимание уделено анализу каналов трансляции институционального риска в зависимости от способа и инструмента координации стейкхолдеров рынка высшего образования. По результатам апробации алгоритма оценки конкретного институционального риска определена ключевая проблема снижения синергетического эффекта деятельности стейкхолдеров в условиях трансформации образовательного пространства России: отсутствие синхронизации признания образовательных компетенций и квалификационных (трудовых) характеристик как в отдельных странах, так и в целых регионах, а также формального регулирования и эффективного взаимодействия в области соотнесения квалификационных характеристик и образовательных стандартов (данная работа находится в зачаточном состоянии).

Ключевые слова

высшее образование, institutional risks, risk broadcasting channels, synergetic effect of stakeholders activity