Последнее обновление списка ВАК 19 апреля 2019
Журнал «Дискуссия» рекомендован для публикаций по экономике, специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» и 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика»

Микроэкономика

Российский потребитель в цифровой экономике

Авторы: Чернова В. Ю.

Аннотация

Рассматривается трансформация роли потребителя в цифровой экономике. Отмечено, что цифровые технологии не только открывают новые возможности для развития общества, но и рождают повышенные требования к умениям и навыкам населения в области компьютерной грамотности. Информационные технологии вносят кардинальные изменения в положение потребителя на рынке. Предлагая равноправное сравнение производителей, цифровая экономика сдвигает полномочия в сторону потребителей. Переход к цифровой экономике для бизнеса означает ориентацию на потребности клиента, формирование услуги и/или товара по требованию потребителя, мобильность и скорость удовлетворения потребности. В то же время, в круг основных проблем бизнеса входят такие проблемы, как технологическая некомпетентность пользователей, их недостаточная вовлеченность и заинтересованность. Анализ основополагающих навыков пользования компьютером в России показал, что эти навыки находятся на критически низком уровне и уже становятся препятствием для ускорения внедрения новых технологий. Россия отстает от многих стран мира по всем показателям цифровизации экономики. Значительно ниже и доступ к широкополосному Интернету, и количество пользователей Интернета. По целям использования Интернета лидирует участие в социальных сетях; цели, связанные с обучением, развитием компетентности и общим уровнем образования находятся на низком уровне; крайне невысока компьютерная грамотность населения.

Ключевые слова

цифровизация, индустрия 4.0, роль потребителя, цифровые навыки населения, пользователи интернета, цифровые технологии