Экономические и социальные аспекты бизнеса и предпринимательства

Проблемы развития социальной ответственности малого и среднего бизнеса

Авторы: Мамаев А. И.

Аннотация

Представлены данные статистики, характеризующие состояние малого и среднего бизнеса в России. Указан вклад данного сегмента экономики в валовый внутренний продукт страны в настоящее время. Рассмотрены целевые установки «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года» по повышению роли данного сегмента бизнеса в экономике страны. Обозначены элементы внешней и внутренней среды субъектов малого и среднего предпринимательства. В отношении внешней среды прямого воздействия указано на необходимость целенаправленного взаимодействия со стейкхолдерами компаний. При рассмотрении внешней среды косвенного воздействия особое внимание уделено таким факторам, как политическая стабильность и законодательное регулирование, экономическая ситуация. Они являются условием, при котором компании действуют этично и ответственно, с расчетом на долгосрочную перспективу. Обозначена взаимосвязь между уровнем доверия в стране и распространением практики ответственного поведения. Определены основные проблемы реализации социальной ответственности среди компаний малого и среднего бизнеса: неэффективный административный контроль со стороны государства (органов власти); слабость институциональной составляющей; низкий уровень доверия в обществе; недостатки нормативно-правовых основ регулирования малого и среднего предпринимательства. На основе анализа индекса деловой активности малого и среднего бизнеса на период с 2015 года по 2019 год дана характеристика его внешней среды как нестабильной. Сделаны выводы о необходимости повышения качества мер, предпринимаемых государственными органами по созданию инфраструктуры для развития малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова

Стейкхолдеры, индекс доверия, корпоративная социальная ответственность, социальные проекты, экосистема социально ответственного предпринимательства, деловая среда, предпринимательская среда, внешняя среда, индекс деловой среды